Только и слышишь: я не могу, у меня не получается.
Стоит человек взрослый, льет слезы.
Что, умер кто?
Нет, никто не умер.
Что, обидели тебя, избили, обокрали, дом сгорел, близкого потерял? Нет. Что же ты ноешь?
Ты что, всех больных на свете посетил?
Всех голодных уже накормил? Все храмы уже отреставрировал?
Что, делать нечего, работы мало на земле? Чего ныть-то?
Нет, человек не может. Не может даже иногда в квартире прибрать. Нет, все только полежать, только развлечься, куда-то съездить, что-то посмотреть, помечтать.
Все только себе, только потреблять, только иметь и так вот растекаться, растекаться, растекаться.
А надо наоборот: надо иго на себя брать, надо обязательно трудиться, причем трудиться долго.
Раскрыл молитвослов — мысли путаются. Ничего страшного в этом нет, они и должны путаться, потому что ты человек грешный.
Помыслы тебя осаждают? И Антония Великого осаждали помыслы. Он двадцать лет в пещере провел, не видя людей, только тогда избавился от помыслов.
Но ты-то не Антоний Великий.
Может быть, тебе и сорок лет придется на это употребить, а может быть, никогда и не достигнешь чистой молитвы, Бог не даст по гордости твоей.
Ну и что, значит, надо подвиг, что ли, оставить? Нет.
Вот то, что есть из твоей собственной внутренней данности, что ты можешь Богу представить, то и яви.
Господь твою немощь знает, не надо рядиться в какие-то одежды, что-то из себя изображать напоказ, кланяться, форму лица делать благочестивую. Бога-то не обманешь. Это все насквозь видно. Да и человек внимательный, глядя на твое личико, прекрасно разберется, кто ты есть.
Тут не надо много ума - чуть-чуточку внимания. Поэтому надо стараться это все отбросить. Потому что жизнь на самом деле очень проста, ничего такого в ней сложного нет. Евангелие написано рыбаками и для рыбаков. Господь специально избрал немудрых, чтобы эту всю рефлектирующую мудрость посрамить. Потому что все разговоры — это вообще ничто по сравнению с каким-то малым, но очень конкретным, реальным делом.
Протоиерей Димитрий Смирнов